на главную сайта "Пакеты"
на главную страницу сайта "Пакеты"
 
 Полиэтиленовые  Бумажные  Шелкография  Контакты  Заказать!

Качество готовой продукции, выполненной флексографским способом, как и в любом другом виде печати, в значительной, если не в наибольшей степени определяется именно допечатной стадией. К сожалению, специфика допечатной подготовки для флексографского процесса не находит должного освещения ни в периодической печати, ни в более систематизированной литературе. Результатом является невероятно широкий спектр заблуждений относительно необходимости специальных приемов допечатной подготовки для флексографии: от непоколебимой уверенности в полной идентичности препресса для разных видов печати, до столь же твердой убежденности в абсолютной необходимости специальных программ, расширений, опционов и других дорогостоящих средств, без которых вообще делать нечего. Последняя точка зрения, естественно, усиленно поддерживается рекламой и непосредственно производителями этих самых специализированных средств. Понятно, что истина находится где-то посередине. Давайте попробуем до нее докопаться.

Фотоформы Наиболее известны и доступны специальные требования по подготовке фотоформ. Их довольно много, и для реализации части из них необходимы либо специальные опционы, либо соответствующие функциональности “по умолчанию”. Перечислим наиболее существенные.

1. В подавляющем большинстве случаев процесс изготовления печатных форм во флексографии требует негативного изображения (в отличие от позитива в современном офсете).

2. Изображение должно читаться со стороны эмульсии (опять-таки в противоположность формному процессу для офсета).

И того, и другого можно добиться, выбрав соответствующие установки в растровом процессоре или программе верстки. Постарайтесь только не поставить “негатив” одновременно в двух местах. Чуть сложнее добиться реализации следующего пункта.

3. Экспозиция в процессе изготовления печатных форм для флексографии ощутимо больше, чем для офсетных форм, и требует более высокой оптической плотности экспонированных участков фотоформы. Если для офсетной печати 4,0D является более чем достаточным, а для реального копирования хватает и 3,5D, флексографский процесс требует 4,2–4,7D для нормального переноса изображения на печатную форму. Хотя практически любое высококачественное устройство экспонирования фотоформ способно обеспечить такие плотности, далеко не все репроцентры настраивают свое оборудование таким образом. Если вы выводите формы в репроцентре, работающем только под офсетную печать, параметры экспонирования и проявления скорее всего удерживаются так, чтобы плотность экспонированной пленки была в пределах 3,8–4,2D, что может оказаться недостаточным для флексографии. Поэтому, до вывода фотоформ, убедитесь в способности оборудования (и готовности персонала, соответственно) вывести формы на повышенной плотности без ущерба линейности, фокусировке, и т. д. Не исключено, что именно по этой причине вам придется поменять базу вывода.

4. Один из наиболее острых вопросов при выводе фотоформ для флексографии - углы поворота растра. Традиционно в офсетном процессе используются углы растровых решеток 0, 45, 15 и 75 градусов. Однако в отличие от офсетного процесса, где краскоперенос осуществляется гладкими обрезиненными валиками, во флексографской печатной машине краска на форму подается с помощью специального вала, называемого “анилокс”, поверхность которого сама имеет структуру, подобную растровой. Некоторые анилоксовые валы имеют угол “растра” 60 градусов, что не создает никаких проблем при использовании обычных, “офсетных” углов поворота растра на фотоформах. Но чаще используется анилокс с углом решетки 45 градусов - в этом случае между растром фотоформы и структурой анилокса возникает интерференция, порождающая на оттиске заметный муаровый рисунок. Чтобы избежать такой неприятности, растровую структуру всех фотоформ принято сдвигать на 7,5 градусов, то есть использовать углы 7,5; 37,5; 67,5 и 82,5 градусов. В целом такой поворот нежелателен, поскольку сближает линиатуру “желтой” фотоформы с остальными и приводит к более заметной растровой розетке. Поэтому до вывода фотоформ поинтересуйтесь у технолога печатного участка, какой анилокс будет использован - для анилокса с углом 60 градусов вполне пригодны (можно, пожалуй, сказать предпочтительны) стандартные углы растра.

Если все-таки необходимы “сдвинутые” углы - придется познакомиться с функциональными возможностями растрового процессора. Harlequin уже давно умеет растрировать с произвольными углами и линиатурами. У Scitex наборы углов фиксированные, но “флексографские” углы предусмотрены по умолчанию. Растровый процессор от Adobe имеет достаточно серьезные ограничения в выборе углов - вполне возможно, что придется отредактировать PPD-файл или столкнуться с жестким лимитом на линиатуру и форму точки. Наконец, Agfa или Delta-RIP от Linotype-Hell требуют соответствующих опционов за дополнительные деньги.

5. Дисторсия. В отличие от тонкой и достаточно жесткой формной пластины в офсетной печати, печатная форма для флексопечати достаточно толстая (более 1 мм) и эластичная. При наклеивании на формный цилиндр (достаточно малого диаметра) рабочая, внешняя поверхность формы удлиняется вдоль дуги окружности цилиндра, поскольку за счет значительной толщины формы имеет больший радиус, чем сам цилиндр. Это явление и обозначают термином “дисторсия”. Для ее компенсации изображение на фотоформе необходимо отмасштабировать (сжать) вдоль одной из осей с некоторым заранее известным коэффициентом, зависящим от толщины формы и диаметра формного цилиндра. Изменяется масштаб вдоль оси изображения, соответствующей направлению движения бумаги - в дальнейшем будем считать эту ось “вертикальной” осью изображения. Коэффициенты масштабирования (коэффициенты дисторсии) обычно приводятся в руководстве по эксплуатации печатной машины.

К сожалению, большинство популярных программ верстки не допускает различных масштабов вывода по вертикали и горизонтали. Однако способы учета дисторсии все-таки существуют.

Наиболее реальная возможность - установить разные масштабы по вертикали и горизонтали средствами растрового процессора (большинство “универсальных” RIP, типа Harlequin, имеют такую возможность по умолчанию, для Agfa требуется “флексо-опцион”, для некоторых специализированных RIP такая возможность не предусмотрена вообще). Можно приобрести расширение к программе верстки, позволяющее поставить разные масштабы по осям (а заодно и произвольные углы и многое другое). Такое средство делает пользователя полностью независимым от растрового процессора, но требует определенных капиталовложений. Наконец, отдельные умельцы просто масштабируют всю верстку с требуемым коэффициентом - непосредственно перед выводом, или еще в процессе верстки. Что же, если денег нет, хорошего RIPа нет, а времени много...

Отдельный разговор о деформации самой растровой точки за счет эффекта дисторсии. С позиции чистой математики, размер растровой точки по вертикали должен был бы измениться с тем же самым коэффициентом, что и все изображение. Здравый смысл подсказывает, что печатные элементы при изгибе формы скорее раздвинутся, подобно иголкам свернувшегося ежа, нежели растянутся. В действительности размеры растровой точки, конечно, искажаются, но с переменным коэффициентом, зависящим от линиатуры и размера растровой точки (чем ближе к 100%, тем точнее дисторсия печатного элемента совпадает с дисторсией изображения в целом). Как учитывается этот эффект разными флексо-опционами и расширениями для растровых процессоров (больше такой эффект нигде учесть нельзя), и учитывается ли вообще, понять достаточно сложно. А если принять во внимание малую величину искажения (типичная дисторсия составляет 93–95%) и дискретное формирование растровой точки, становится не очень понятной сама возможность и целесообразность такой компенсации. Во всяком случае, автору не встречались сколько-нибудь доходчивые разъяснения по поводу дисторсии растровой точки и последствий ее учета или неучета.

6. Форма растровой точки. Вообще говоря, никаких специальных требований к форме растровой точки флексографская печать не предъявляет, хотя большинство руководств настоятельно рекомендуют круглую точку. Другое дело, что специфика печатного процесса обостряет ряд эффектов, в офсете проходящих практически незамеченными. В первую очередь, это касается “честной” круглой или овальной точки, дающих в тенях пробельный элемент в форме четырехконечной звезды. Благодаря большому растискиванию при флексографии такие тени будут просто залиты в плашку (подробнее мы вернемся к эффектам растискивания в разделе, посвященном тонопередаче). Еще один неприятный эффект - резкий скачок размера растровой точки на оттиске в полутонах (midtone jump), возникающий в момент “смыкания” краев соседних печатных элементов.

Идеального решения для любых линиатур и материалов не существует. Хорошие результаты для флексопечати дают разного рода композитные точки, круглые в светах, обратные круглые в тенях и квадратные или ромбовидные в полутонах. В отдельных случаях эффект разрыва удается смягчить, сдвигая его в теневую область с помощью овальной в полутонах растровой точки, резко переходящей в ромб и обратный эллипс в районе 70–80%. В любом случае, на лучшие результаты могут рассчитывать пользователи растровых процессоров с наиболее широким спектром форм растровых точек - естественно, после приобретения соответствующего опыта.

Линиатура растра при выводе форм для флексографской печати может колебаться в очень широких пределах. В зависимости от конкретной модели печатной машины и вида материала максимально допустимой может оказаться линиатура 60 lpi или даже 150 lpi. Принципиальное ограничение “сверху” накладывает линиатура анилоксового вала, которая должна в 4–5, а то и более раз превосходить линиатуру растра печатных форм. Уменьшение линиатуры, очевидно, приводит к более заметному растру, растровой розетке и усилению эффектов “разрыва цвета” в светах и полутонах. Повышение линиатуры вызывает резкое увеличение растискивания и понижение контраста в тенях до их полного “склеивания”. Кроме того, при работе на тонких невпитывающих материалах (фольга, полимерные пленки) допустимы более высокие линиатуры, чем для рыхлой бумаги и плотного картона. Не имея соответствующего опыта, видимо, трудно будет обойтись без консультации технолога или помощи “старших товарищей”.

Перечисленные особенности касались собственно изготовления фотоформ - безотносительно к тому, что на них изображено. Ряд специальных требований связан и с самим оформлением макета “полосы” для печати на флексографских машинах.

Оформление страницы

Печать публикаций на офсетных машинах в большинстве случаев освобождает верстальщика и/или дизайнера от заботы о формате бумаги и размещении изображений на печатном листе. Все это может быть сделано ручным монтажом при изготовлении печатной формы.

Машины флексографской печати имеют гораздо меньшие форматы чем офсетные, и в большинстве технологических процессов не предполагают ручного монтажа фотоформ - необходимо подготовить для вывода на фотоформу именно то, что впоследствии будет напечатано - с учетом полей, необходимых шкал, и т.д. Иными словами, при подготовке к печати этикеточной продукции недостаточно разработать саму этикетку, - обязательны размещение этикеток на листе, оформление листа шкалами, метками совмещения и реза - то есть полная подготовка монтажа для печати.

Дополнительные требования к оформлению предъявляются самим способом печати. Во-первых, печатная форма не может занимать часть печатного цилиндра - она обязана заполнить его целиком. Поскольку набор размеров формных цилиндров для каждого типа машин ограничен, при подготовке макета необходимо точно знать размер цилиндра, то есть высоту изображения.

Во-вторых, при печати многих мелких изображений на непрерывную ленту нужно (или весьма желательно) обеспечить постоянство периода - дальнейшая отделка будет крайне затруднительной, если расстояние между этикетками внутри “страницы” будет отличаться от расстояния между последней этикеткой на первой странице и первой этикеткой на второй.

Наконец, конструкция печатного механизма большинства флексографских машин требует непрерывной линии шириной 3–4 мм на вертикальных краях каждой печатной формы. При наклеивании на формный цилиндр эти линии замыкаются в опорные кольца, обеспечивающие равномерный прижим формного цилиндра к бумаге в процессе печати.

Для достижения соответствующей цели не имеет значения, являются ли эти линии элементами дизайна или будут отрезаться при отделке, совпадут они при печати (то есть представляют собой одну многоцветную полосу) или “рассыпятся в радугу” - важно лишь, чтобы они присутствовали на каждой форме и проходили от края до края с каждой стороны. Наличие изображения (например, крестов совмещения) за пределами этих линий допускается, но качество печати соответствующих фрагментов может оказаться плохим.

Отсутствие же опорных линий на формах является причиной соскальзывания формного цилиндра относительно бумажной ленты, неравномерного прилегания формы к бумаге и, как следствие, неравномерной тонопередачи по ширине бумажной ленты и появления на изображении горизонтальных полос. Особенно распространенная ошибка - отсутствие граничных линий на одной из форм.

Особенности дизайна

Перечисленные выше требования реализовывались главным образом формальными приемами и не накладывали каких-либо ограничений на содержательную часть изображения. Далее речь пойдет об особенностях подготовки собственно изображений для печати флексографским способом.

Красочность. Поскольку основная область применения флексографских печатных машин - печать упаковочной и этикеточной продукции, типичное количество печатных секций во флексографском прессе - 5 или 6, хотя некоторые модели допускают набор из произвольного числа секций. Особенностью многих этикеток являются “фирменные” цвета, и наличие одной-двух дополнительных секций позволяет художнику использовать печать фирменных цветов соответствующими цветами Pantone в дополнение к краскам стандартной триады. При необходимости можно отказаться и от триады, напечатав все цвета изображения смесевыми красками - лишь бы хватило печатных секций. Единственное, чего не удастся сделать - “перешагнуть” красочность машины. Если в традиционном листовом офсете можно напечатать на четырехкрасочной машине хоть двенадцать цветов (в три прогона - если заказчик платит), то на ролевых флексографских машинах повторный прогон роля возможен лишь в редких случаях и скорее относится к области экзотики, чем к реальной технологии.

Точность совмещения и треппинг. Для офсетной печати точность совмещения главным образом зависит от качества и состояния печатной машины, бумаги и печатника и колеблется в пределах 70–250 мкм (больше - это уже откровенный брак), для флексографии такое качество приводки достижимо не всегда. Хотя сам печатный механизм в состоянии обеспечить точное совпадение красок, серьезную роль играет деформация материала. В результате точность совмещения на эластичных материалах, типа полиэтиленовых пленок, пакетов и т.д. падает в несколько раз. При печати на пакетах из тонкого полиэтилена неприводка 0,5 мм может оказаться достаточно хорошим результатом.

Если при подготовке публикации к печати офсетным способом можно позволить себе забыть о треппинге или оставить в силе его параметры, заложенные в программе верстки “по умолчанию”, то при печати флексографским способом треппинг придется делать всерьез. С позволения читателей, я не буду здесь распространяться о том, как и какими средствами следует делать треппинг - на эту тему уже немало написано. Отметим лишь, что параметры треппинга по умолчанию, как правило, не подходят для флексографии; предпочтительным является треппинг общими цветами, overprint и белыми или черными зазорами; категорически исключаются “неподдающиеся” треппингу элементы оформления типа “синий (С+М) текст на белом фоне”. Не забывайте, что значительная неприводка непоправимо изуродует одно изображение и пройдет совершенно незамеченной на другом - в результате более примитивный дизайн будет выглядеть гораздо лучше сложного, эффектного, но... невоспроизводимого на данном технологическом оборудовании.

Градиенты и полутона. В большинстве случаев, особенно когда хотят продемонстрировать возможности оборудования, флексографским способом печатают изображение с “плашечным” оформлением - сколь угодно сложная геометрия, созданная 100% или (изредка) 30% или 50% полями. Полутоновые изображения печатают редко. Попытки начинающих использовать растровые иллюстрации или градиенты дают столь неожиданный эффект, что у многих навсегда отбивает охоту к подобным экспериментам с флексо. Но ведь у мастеров получается! Что же мы делаем не так?

При подготовке изображений для флексографской печати необходимо учитывать два очень неприятных эффекта (и уметь бороться с ними): “разрывы цвета” (tone jump) и очень большое растискивание.

С понятием растискивания даже программисты, зарабатывающие на жизнь препрессом, более или менее свыклись. Если в офсетной печати на мелованной бумаге 15% растискивания - маловато, 17–22% - терпимо, а 25% - откровенно много, то при флексографской печати растискивание 30–35% - явление совершенно нормальное. При таких величинах растискивания уместным становится уже не называть цифры, а приводить графики (см. рис.). Как видно из них, контраст на оттиске в светах катастрофически увеличивается, а от полутонов до трех четвертей тона - столь же катастрофически сжимается. Выше 75% различимый глазом контраст практически отсутствует (а в некоторых случаях отсутствует полностью - 80% на фотоформе дают 100% на оттиске). Практическими приемами компенсации столь значительных градационных искажений является использование соответствующих “обратных” градационных преобразований при подготовке изображения. Практически весь полутоновой рисунок должен быть смещен в область от 0 до 50–70% (в зависимости от материала и линиатуры) с сосредоточением наиболее значимых тонопереходов в диапазоне 20–40%. Небольшую практическую помощь при подобной подготовке в Photoshop может оказать перенастройка параметров монитора (за счет Gamma монитора и Dot Gain печатного процесса). Автору неизвестно об успешном практическом применении технологии CMS (системы управления цветом), но теоретически, чрезмерное растискивание во флексографской печати представляется именно той областью, в которой присутствие CMS более предпочтительно, нежели ее отсутствие. Выполняя градационную компенсацию полутоновых изображений, не следует забывать, что универсального рецепта не существует, поскольку реальные кривые растискивания очень сильно зависят от линиатуры и используемых материалов.

Вторая проблема воспроизведения полутоновых изображений и градиентных заливок при флексографской печати - это “разрывы цвета” (tone jumps), возникающие на кривой тонопередачи в трех местах. Наиболее известен разрыв цвета в полутонах, возникающий при резком смыкании границ печатных элементов за счет растискивания. Аналогичный эффект возникает при резком “заливании” краской пробельных элементов в тенях. При правильном выборе формы растровой точки (ромб или квадрат в полутонах, обратный круг в тенях) эти скачки удается уменьшить, но не исключить. Проблема частично снимается тем, что скачки цвета возникают в районе 50% растровой точки и выше, где содержательная часть изображения при правильной подготовке практически отсутствует - это область теней оттиска.

Более неприятным и практически нигде не описанным является эффект “разрыва цвета” в светах изображения. Если для офсета 1–2% растровой точки на оттиске “вылетают”, 3% печатается, как 2%, а 5% - как 5%, для флексографии 2% могут точно также “вылететь”, но 3% фотоформы легко превращаются в 10% оттиска. В результате плавный градиентный раскат от 0 до 10%, который при офсетной печати остается плавным, во флексографии приобретает ярко выраженную границу в районе 2–4%. На плотных и рыхлых материалах этот эффект усугубляется.

Если с градиентными заливками достаточно легко “бороться” средствами дизайна, “убирая” их с опасной области в диапазон 6–40% (с “уконтращенными” тенями), то полутоновое изображение - более сложная задача. Вспомним, что нам уже пришлось сильно осветлить полутона для компенсации тонопередачи флексографской печатной машины. В результате типичные для телесных тонов 5–10% голубой краски превратились в 2–4%, что как раз и является “опасной зоной”.

Практически разрыв в светах проявляется, как пятно с контрастной границей, особенно заметное на плавных “заходах” голубой и черной красок по желтым и телесным тонам. Такие объекты, как фрукты и цветы, характерные для этикеточной продукции, особенно страдают от “разрыва цвета” в светах.

К сожалению, природа появления “разрывов цветов” в светах не позволяет исключить их корректировкой формного процесса или градационной коррекцией - скачок остается скачком, можно добиться лишь его смещения в самую светлую область, между 1% и 2%. Единственным формально реализуемым способом устранения “разрыва цвета” в светах является переход от регулярного растра к стохастическому на низких (менее 5%) процентах растровой точки, с фиксированным, достаточно большим размером пятна. К сожалению, ни один современный RIP комбинировать регулярный растр со стохастикой не умеет. Желающие поупражняться в Photoshop могут попробовать, если не боятся трудностей с совмещением bitmap при верстке.

При подготовке полутонового изображения для флексографской печати можно лишь искусственно совместить место предполагаемого разрыва с естественными границами объектов или “замаскировать” его в теневых областях, созданных другими красками. Если же это невозможно, лучше сознательно пойти на некоторое искажение цвета, либо полностью удалив невыделяемую краску из критичного объекта, либо введя ее в количестве, достаточном для надежного переноса на оттиск.

Вместо заключения хочется еще раз отметить: допечатная подготовка для флексографии более сложное дело, требующее значительно большего опыта, чем работа “под офсет”. Но набираться такого опыта, безусловно, следует - чем кропотливее и квалифицированнее работа, тем выше (во всяком случае, в цивилизованном мире) она ценится.

  Телефон для связи: +7(495)772-28-05
О нас Новости Вакансии Статьи Контакты Заказать!
Полиэтиленовые пакеты Бумажные пакеты эфалин Бумажные пакеты полилит Глянцевые пакеты Шелкография
Пакеты из ПЭВД Пакеты из ПЭНД Термоусадочные пленки Скотч для пакетов
Оборудование для изготовления упаковки
  ©2001-2016